Автор: |

Агафья Матвеевна Пшеницына — ключевой женский образ в романе И.А. Гончарова «Обломов», полная противоположность Ольге Ильинской. Она — хозяйка дома на Выборгской стороне, ставшая сначала квартирной хозяйкой, а затем гражданской женой главного героя. В системе образов романа Пшеницына олицетворяет патриархальный идеал, телесный комфорт и абсолютную, нерассуждающую жертвенность. Именно она создает для Обломова ту среду (новую «Обломовку»), о которой он мечтал и которая становится его последним приютом.
- Автор/Произведение: И.А. Гончаров, роман «Обломов».
- Возраст: В момент знакомства — около 30 лет.
- Социальный статус: Вдова титулярного советника, небогатая дворянка (по мужу), ведущая образ жизни простой мещанки.
- Семейное положение: Вдова, имеет детей от первого брака (Ваню и Машу). Позже становится гражданской женой Обломова и рожает сына Андрея.
- Первое появление: Часть III, глава II (Обломов переезжает к ней на квартиру на Выборгскую сторону).
- Судьба в финале: После смерти Обломова живет прошлым, вся сосредоточившись на любви к покойному и его сыну, которого отдает на воспитание Штольцам ради его блага.
👁️ Внешность и Портрет
Внешность Агафьи Матвеевны подчеркнуто проста, телесна и лишена утонченности. Гончаров акцентирует внимание на её полноте, белизне и круглых формах, что создает образ «сдобной», уютной женщины. Важнейшая художественная деталь — её обнаженные локти, которые символизируют постоянный физический труд и хозяйственность.
«Она была женщина лет тридцати, очень белая, полная, с пронизывающими душу серыми глазами… <…> Лицо ее было матовое, белое, без румянца; даже губы были не красные… Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосками».
🧠 Личность и Характер
Агафья Матвеевна — натура цельная, но приземленная. У неё нет интеллектуальных запросов, её мир ограничен домом, кухней и заботой о близких. Однако в этом ограниченном мире она достигает совершенства.
| Характеристика | Детали и подтверждение текстом |
| Сильные стороны | Исключительная хозяйственность, трудолюбие, честность и бескорыстие. Она способна на самопожертвование (закладывает свои жемчуга, чтобы кормить Обломова изысканными блюдами, скрывая это от него). |
| Слабые стороны | Отсутствие образования, узость интересов, неспособность к абстрактному мышлению. Она живет инстинктами и привычками, полностью подчиняясь воле брата (Мухоярова) до тех пор, пока дело не касается благополучия Ильи Ильича. |
| Доминанта характера | Деятельная забота. Пшеницына не умеет выражать чувства словами, её язык — это идеально приготовленный пирог, чистая рубашка и тишина в доме. |
| Отношение к труду | Труд для неё — органическая потребность. Она «вечно в движении», постоянно что-то шьет, трет, готовит. В отличие от Обломова, для неё покой немыслим без работы руками. |
🕸️ Отношения с окружающими
- С Ильей Обломовым: Отношения божества и служительницы. Агафья Матвеевна полюбила Обломова просто за то, что он есть. Для неё он — барин, существо высшего порядка. Она не требует от него развития (как Ольга), а принимает его полностью, обеспечивая тот самый покой и сытость, о которых он грезил в «Сне Обломова». Это любовь-опека, граничащая с материнской.
- С Андреем Штольцем: Отношения страха и уважения. Штольц видит в ней «злой рок» Обломова, «бабу», затянувшую друга в болото быта. Однако в финале он признает искренность её чувств. Агафья, понимая разницу в статусе и интеллекте, безропотно отдает Штольцу своего сына Андрюшу, считая, что так будет лучше для ребенка.
- С братом (Иваном Мухояровым) и Тарантьевым: Агафья долгое время была слепым орудием в руках своего хитрого брата и его кума, которые обирали Обломова. Но когда она осознала, что они вредят Илье Ильичу, она разорвала с ними отношения и встала на защиту любимого человека.
Символическое значение персонажа
Агафья Матвеевна Пшеницына символизирует в романе материальное, телесное начало жизни и возвращение к истокам (к Обломовке).
- Воплощение «Обломовки»: Если Штольц и Ольга тянули Обломова вперед, к прогрессу и светской жизни, то Пшеницына воссоздала вокруг него атмосферу его детства. Запах кофе, сдобные булки, пуховые перины, тишина и отсутствие тревог — она построила декорации того рая, который Обломов видел во сне.
- Тишина и покой: Фамилия «Пшеницына» отсылает к хлебу, сытости, земле. Она — сама природа, лишенная рефлексии. В её лице Обломов нашел «смерть души» (интеллектуальное угасание), но «жизнь тела» и покой сердца.
- Жертвенная любовь: Гончаров показывает, что даже в простом, необразованном человеке может жить великое чувство. Любовь Агафьи Матвеевны лишена эгоизма. Она полюбила так, «как будто заболела», и это чувство стало единственным содержанием её жизни, осветив её тусклое существование.
📜 Цитатный план
«Она тупо выслушала и так же тупо взглянула на него… Ей, по-видимому, не нужно было ничего: ни романических шашней, ни любви, ни забав». (Первое впечатление)
«Полюбила она Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку». (Автор о природе её чувств)
«Здесь [у Пшеницыной] он нашел и то, и другое, и третье, словом — идеал быта, о котором мечтал». (О жизни Обломова на Выборгской стороне)
🎓 Критика и значение
Роль Пшеницыной в романе оценивается неоднозначно.
А.В. Дружинин и более поздние исследователи отмечали гуманизм образа. Они подчеркивали, что Гончаров не осуждает Агафью Матвеевну, а поэтизирует её способность к бескорыстному служению. Она — единственная, кто дал Обломову настоящее, нетребовательное счастье, пусть и ценой его социальной деградации.
Н.А. Добролюбов и демократическая критика видели в ней воплощение «трясины», мещанской пошлости, которая окончательно погубила героя. Для них она — отрицательный фактор, «могильщик» талантов Обломова.
Источники
- Гончаров И. А. Обломов. Роман в четырех частях. // Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. — Т. 4. — СПб.: Наука, 1998.
- Кантор В. К. Долгий навык к сну. Размышления о романе И. А. Гончарова «Обломов» // Вопросы литературы, 1989.
- Лосский Н. О. Характер русского народа. — М., 1957.

