Автор: |

Захар — слуга Ильи Ильича Обломова, один из самых колоритных второстепенных персонажей романа И.А. Гончарова. Он не просто выполняет функции бытового помощника, но является своего рода «двойником» главного героя, отражая его лень и апатию в гротескной, народной форме. Захар — олицетворение уходящего крепостного права, символ преданности старым укладам и живое напоминание об Обломовке в центре Петербурга. Без Захара невозможно полное понимание образа самого Обломова.
- Автор/Произведение: И.А. Гончаров, роман «Обломов».
- Возраст: Пожилой человек, «лет за пятьдесят».
- Социальный статус: Крепостной дворовый человек, «дядька» (слуга-воспитатель, приставленный к барину с детства).
- Семейное положение: В начале романа холост; во второй части женится на кухарке Анисье; в эпилоге — вдовец.
- Первое появление: Часть I, глава I (появляется на зов Обломова).
- Судьба в финале: После смерти Обломова и Анисьи оказывается на улице, становится нищим, просит милостыню у церкви, но отказывается ехать в деревню, желая умереть рядом с могилой барина.
👁️ Внешность и Портрет
Гончаров создает комичный и одновременно печальный портрет Захара. Он неопрятен, неуклюж и старомоден. Главная деталь его внешности — огромные бакенбарды, которые являются для него предметом гордости и символом его достоинства. Его одежда (серый сюртук и жилет) всегда одна и та же, напоминая о прошлом величии дома Обломовых.
«Пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды».
🧠 Личность и Характер
Захар — сложный тип русского слуги: он ворчлив, ленив и груб, но при этом собачьи предан хозяину. Его характер соткан из противоречий.
| Характеристика | Детали и подтверждение текстом |
| Сильные стороны | Безграничная, почти животная преданность барину. Он воспринимает Обломова не как работодателя, а как часть себя. Хранит традиции барского дома, готов умереть за Илью Ильича (хотя в быту постоянно обманывает его по мелочам). |
| Слабые стороны | Патологическая неряшливость (пыль и грязь в доме — его заслуга), лень, склонность к выпивке, ворчливость. Он постоянно лжет и присваивает мелочь со сдачи (медные деньги), считая это своим законным правом. |
| Доминанта характера | Консерватизм. Захар ненавидит любые перемены. Новое для него враждебно. Он живет воспоминаниями о сытой жизни в Обломовке и старается поддерживать эту иллюзию в петербургской квартире. |
| Неуклюжесть | Уникальная черта Захара — его «разрушительная сила». Он постоянно что-то роняет и разбивает (чашки, тарелки), объясняя это фатализмом: «Оно само разбилось» или «На то и вещь, чтоб разбиться». |
🕸️ Отношения с окружающими
- С Ильей Обломовым: Отношения симбиоза и зеркальности. Они постоянно ссорятся: Обломов ругает Захара за грязь, Захар огрызается и жалуется на жизнь. Но по сути они единое целое. Захар ухаживает за Обломовым, как за ребенком (натягивает чулки, укрывает одеялом). Обломов без Захара беспомощен, а Захар без барина теряет смысл жизни.
- С Андреем Штольцем: Отношения страха и неприязни. Захар боится Штольца, потому что тот замечает грязь, ругает его и пытается навести порядок. Штольц для Захара — чуждый элемент, нарушающий покой «обломовщины».
- С Анисьей: Отношения контраста. Анисья — «живая», проворная и умная баба, которая быстро берет хозяйство в свои руки. Захар на ее фоне выглядит еще более бесполезным и неуклюжим, но именно она скрашивает его старость.
Символическое значение персонажа
Захар — это символ крепостного права, въевшегося в плоть и кровь русского народа.
- Второе «Я» Обломова: Если Обломов — это барская лень, то Захар — это лакейская лень. Гончаров показывает, что «обломовщина» развращает не только господ, но и слуг. Они оба — жертвы одной системы, где один привык2 повелевать и ничего не делать, а другой — подчиняться и делать все кое-как.
- Хранитель «преданья старины глубокой»: Захар яростно оберегает покой своего барина от внешнего мира. Когда Обломов сравнивает себя с «другими», которые много работают и ездят, Захар оскорбляется за барина. Для него идеал — это неподвижность и сытость.
- Трагедия ненужности: В финале романа, после смерти барина и отмены крепостного права, Захар оказывается выброшенным на обочину жизни. Он не умеет жить самостоятельно, не умеет работать в новых условиях. Его нищета — это приговор старой патриархальной системе, которая не вписалась в новую реальность.
📜 Цитатный план
«У меня есть барин… слава тебе господи! у меня есть на что и одеться и обуться, и есть что поесть…» (Захар о своем статусе)
«Я ведь не выдумал это, — говорил он, — а так от дедов и отцов перешло: не я первый, не я последний». (Оправдание своей лени и традиций)
«Ехать-то неохота отсюда, от могилки-то! <…> Наш-то кормилец, Илья Ильич… помяни господи его душу…» (Финал романа, верность умершему барину)
🎓 Критика и значение
Роль Захара высоко оценивалась критиками как важный социальный маркер.
Н.А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» указывал, что Захар — это прямое порождение барства. Критик писал: «Захар не меньше Ильи Ильича — барин». Он подчеркивал, что рабство переплелось в их отношениях так, что непонятно, кто кому больше подчиняется.
Образ Захара важен для понимания того, что Гончаров не идеализирует народ. Слуга показан со всеми своими пороками: невежеством, грязью и вороватостью, что делает картину русской жизни реалистичной и объективной.
Источники
- Гончаров И. А. Обломов. Роман в четырех частях. // Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. — Т. 4. — СПб.: Наука, 1998.
- Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? // Современник, 1859.
- Коровина В. Я. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.

