Характеристика Илья Ильича Обломова: трагедия «лишнего человека» и символ социальной апатии

Автор: Анна Цветаева |

Илья Ильич Обломов

Илья Ильич Обломов — центральный герой одноименного романа И.А. Гончарова, потомственный дворянин и помещик, чье имя стало нарицательным. Это сложный и трагический образ человека с «золотым сердцем» и «хрустальной душой», чей потенциал полностью погублен ленью, отсутствием воли и неспособностью адаптироваться к меняющейся реальности. Он является олицетворением социального феномена «обломовщины» — крайней степени патриархального застоя, порожденного крепостническим укладом и тепличным воспитанием.

  • Автор/Произведение: И.А. Гончаров, роман «Обломов».
  • Возраст: В начале романа «человек лет тридцати двух-трех от роду».
  • Социальный статус: Потомственный дворянин, помещик, владелец имения Обломовка (350 душ крестьян). Чин — коллежский секретарь (в отставке).
  • Материальное положение: Живет на доходы с имения, которые постоянно сокращаются из-за плохого управления и воровства старосты. Находится в долгах.
  • Семейное положение: В начале романа холост; в конце — женат гражданским браком на Агафье Матвеевне Пшеницыной, имеет сына Андрея.
  • Первое появление: Часть I, глава I (лежит в постели в своей квартире на Гороховой улице в Петербурге).
  • Судьба в финале: Умирает от апоплексического удара (инсульта), вызванного малоподвижным образом жизни и перееданием.

👁️ Внешность и Портрет

Гончаров дает детальный портрет героя в самом начале романа, подчеркивая связь его внешности с внутренним состоянием. Обломов — человек приятной наружности, но его облик несет следы изнеженности и отсутствия всякой активности. Ключевая деталь его образа — восточный халат, символизирующий лень и привязанность к патриархальному быту.

«Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. <…> Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам…»

🧠 Личность и Характер

Характер Обломова строится на контрасте между его высокими душевными качествами и полной неспособностью к действию. Это не просто лентяй, а человек, сознательно (хотя и болезненно) отказавшийся от участия в жизни, которую он считает суетной и бессмысленной.

ХарактеристикаДетали и подтверждение текстом
Сильные стороныДушевная чистота, искренность, доброта, отсутствие лицемерия и злобы. Штольц называет его сердце «золотым», а душу — «хрустальной». Способен на глубокие чувства и благородные порывы (в отношениях с Ольгой).
Слабые стороныПолная атрофия воли, патологическая лень, апатия, страх перед реальностью и ответственностью. Неспособность к систематическому труду и принятию решений. Склонность к пустым мечтаниям («маниловщина»).
Доминанта характераСозерцательный покой. Лежание для него — не отдых, а «нормальное состояние», способ существования и защита от внешнего мира.
Отношение к службеКрайне негативное. Прослужив два года в канцелярии, он не выдержал необходимости трудиться и страха перед начальством. Отправив однажды важную бумагу не в Астрахань, а в Архангельск, он так испугался последствий, что подал в отставку и больше никогда не служил.

🕸️ Отношения с окружающими

Система образов в романе построена так, чтобы оттенить характер главного героя.

  • С Андреем Штольцем: Отношения по принципу антитезы. Штольц — друг детства, деятельный прагматик-европеец, полная противоположность пассивному Обломову. Штольц — единственный, кто пытается спасти Илью от «спячки», но терпит неудачу. Их дружба основана на детской привязанности и взаимном дополнении.
  • С Ольгой Ильинской: Отношения-испытание. Любовь к Ольге ненадолго пробуждает Обломова к жизни (он снимает халат, начинает читать). Однако высокие требования Ольги, необходимость постоянно работать над собой пугают его. Он не выдерживает «экзамена любовью» и возвращается в привычное состояние покоя.
  • С Агафьей Пшеницыной: Отношения-утешение. Простая и хозяйственная вдова Пшеницына, сама того не сознавая, создает для Обломова идеальные условия для деградации — сытую, спокойную жизнь без тревог, напоминающую его детство в Обломовке. Она любит его беззаветно и жертвенно, ничего не требуя взамен.12
  • С Захаром: Отношения барина и крепостного слуги, которые являются зеркальным отражением друг друга. Захар так же ленив3, неряшлив и привязан к старому укладу, как и его хозяин. Это4 симбиоз, где оба не могут существовать друг без друга.

Символическое значение образа Обломова

Илья Ильич Обломов — это не просто индивидуальный характер, а обобщенный социально-психологический тип, ставший символом целого явления — «обломовщины».

  1. Продукт крепостного права: Корни характера Обломова лежат в его детстве («Сон Обломова»). Он вырос в атмосфере «всепоглощающей лени», где любой труд воспринимался как наказание, а все желания ребенка немедленно исполнялись многочисленными слугами. Это воспитало в нем барство, привычку жить за чужой счет и полную несамостоятельность.
  2. Трагедия «лишнего человека»: Обломов умнее и нравственно выше многих окружающих его «деятелей» (таких как Волков, Судьбинский, Пенкин), чья суета кажется ему бессмысленной. Он не находит себе применения в бюрократическом или светском мире Петербурга. Его трагедия в том, что он осознает свое падение («Я барин, и делать ничего не умею!»), но не имеет сил что-либо изменить.
  3. Символ уходящей патриархальной Руси: Обломов олицетворяет собой старый, помещичий уклад жизни — созерцательный, мягкий, но исторически обреченный и нежизнеспособный перед лицом наступающего буржуазного прагматизма (которого представляет Штольц).

📜 Цитатный план

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». (Автор о герое)

«Жизнь у него есть постоянное стремление к покою и невозмутимому покою. <…> Илья Ильич — не охотник за приключениями, а домосед; он боится движения, шума, суеты». (Штольц об Обломове)

«Да, я барин, и делать ничего не умею! <…> Я воспитан нежно, я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался». (Обломов в разговоре с Захаром)

«Началось с неуменья надевать чулки, а кончилось неуменьем жить». (Штольц — Обломову)

🎓 Критика и значение

Роман вызвал огромный резонанс сразу после публикации. Главную оценку образу дал Н.А. Добролюбов в знаменитой статье «Что такое обломовщина?» (1859).

Критик рассматривал Обломова как типичного представителя помещичьего класса, чья апатия и безволие — прямой результат крепостного права и паразитического образа жизни. Добролюбов назвал Обломова «коренным народным типом», а его «обломовщину» — ключом к разгадке многих явлений русской жизни того времени. Он поставил Обломова в один ряд с «лишними людьми» — Онегиным, Печориным, Рудиным, считая его финальной, деградировавшей стадией этого типа.

FAQ (Часто задаваемые вопросы)
В чем главная трагедия Обломова?
Трагедия Обломова в том, что он — хороший человек с «золотым сердцем», который осознает свою никчемность и деградацию, но не имеет внутренней силы воли, чтобы измениться. Он гибнет не от пороков, а от бездействия, заживо «погребая» себя в быту.
Почему Ольга Ильинская полюбила Обломова, а потом бросила?
Ольга полюбила не реального Обломова, а его потенциал — «будущего Обломова», которого она надеялась спасти и перевоспитать. Она бросила его, когда поняла, что «обломовщина» в нем сильнее любви, и он никогда не станет тем деятельным человеком, которого она рисовала в своем воображении.
Что символизирует халат Обломова?
Халат — это ключевая художественная деталь, символ «обломовщины», лени, барства и привязанности к патриархальному покою. В моменты душевного подъема (любовь к Ольге) Обломов сбрасывает халат, а когда возвращается к апатии (переезд к Пшеницыной) — снова надевает его, причем Пшеницына заботливо этот халат чинит.
Зачем Гончаров ввел в роман Штольца?
Штольц нужен как антипод Обломова, чтобы на контрасте ярче показать пассивность главного героя. Штольц — это воплощение энергии, труда, рационализма, нового времени. Через диалоги Штольца и Обломова автор сталкивает две жизненные философии: деятельную и созерцательную.

Источники

  1. Гончаров И. А. Обломов. Роман в четырех частях. // Полное собрание сочинений и писем в 20 томах. — Т. 4. — СПб.: Наука, 1998.
  2. Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? // Собрание сочинений в 9 т. Т. 4. — М.; Л.: Гослитиздат, 1962.
  3. Манн Ю. В. Гончаров // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР. — М.: Наука, 1994. — Т. 7.
Анна Цветаева
Выпускающий редактор проекта. Филологический контроль материалов.
Задать вопрос
Поделиться с друзьями
Просочинение